Меню сайта
Поиск по сайту
Форма входа
Логин:
Пароль:
Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт начал работу 03.08.2012 г.
Главная » 2012 » Август » 2 » Территория интересов и мнений
13:08
Территория интересов и мнений
О творчестве Гали Сокороя, прижизненных трудах, об истории его рода вышло в свет множество журнальных и газетных публикаций. В том числе на суд зрителей представлено и более десятка моих статей, опубликованных в районных газетах «Татышлинский вестник», «Янаульские зори», «Бирские нивы», издана книга «История моего рода». Главная цель моих трудов — изучение жизненного и творческого пути поэта-просветителя на основании достоверных исторических материалов, чтобы сохранить их для потомков.

До того как приступить к написанию объемного исторического материала, нужно прежде всего выявить хронологические рамки и правдивость исторических событий. Следует признать, что в некоторых случаях это требование не соблюдается. К примеру, непонятно почему в угоду рифме нужна встреча Екатерины II и Исан-бия (с разницей во времени в 200 лет).
В «Шежере Гали Сокороя», составленного доктором наук Р.Нуртдиновым и академиком Д.Гарифуллиным («Гали Сокорой. 1828-1889». Набережные Челны, 2004) много недостоверных фактов, грубых ошибок. Ошибки в основном касаются детей поэта-просветителя — Гатауллы, Марьям, Хурризиган. В шежере написано Гатаулла + Халиса, Марьям + Рашит. А правильно будет Гатаулла + Фархана. Халиса — их дочь. К Марьям нужно приписать Шагидуллу, Рашит является их сыном. А незамужней Хурризиган не следует приписывать семерых детей. Все они — сыновья и дочери  Марьям и Шагидуллы.
В составлении шежере есть свои каноны. Обычно в главном стволе генеалогического древа должно писаться имя продолжателя рода — мужчины. После неоднократного прочтения глав книги Дамира Гарифуллина «Шежере» (Набережные Челны, 2002), посвященных Гали Сокорою, я был вынужден взять в руки карандаш. На страницах 70-71 этой книги написано:
«…Гали Сокорой имел 9 жен (все — дочери хазратов). Ко времени кончины имел 54 детей. Все жены для Гали Сокороя были равными. Все одевались одинаково. С хаджа он всем привозил одинаковые по цвету чулки, галоши, платки, платья, передники».
«…Вдоль забора хозяйства Гали Сокороя площадью в один гектар в один ряд размещалось 10 домов. В девяти из них жили его жены с детьми, в двухэтажном жил он сам. В десятый день он спал в нем один. В этом доме были гостевая комната, библиотека, спальни. Во дворе было 3 бани, 4 клети, конюшня, сараи для коров, овец».
«Большинство детей Гали Сокороя жили среди казахов, киргизов, были хазратами. У Гали Сокороя и его жены Марфуги было пятеро сыновей и три дочери».
Автор подарил эту книгу музею Гали Сокороя в селе Старочукурово, Когда я прочитал эти записи деревенскому аксакалу, музейному работнику, ныне покойному Шарифулле Гарифуллину (он из рода Киековых), он очень огорчился: «Дитя мое, никому не показывай эту книгу, спрячь от людских глаз!» Кто-кто, а Шарифулла-аксакал был человеком, хорошо знавшим месторасположение дома Гали Сокороя. Было ясно как день, что там не было места, чтобы построить 10 домов, сараи, клети, бани. Значит, в книге допущена большая неточность.
Во-вторых, в письме Гали Сокороя Хамидулле хазрату Халитову, жившему в Петербурге, от 8 февраля 1875 года говорится: «У нас 5 сыновей, 3 дочери. С женой и невесткой живем в одном доме. Имеем лошадь, корову, овец и коз, домашних птиц».
В третьих, Гали Сокорой умер в 1889 году. Марфуга абыстай пережила его на 25 лет и умерла в 1915 году. В то время у сына поэта-просветителя Гатауллы были дочери Шамсизиган и Халиса 32-х и 22-х лет и сын Хакимьян 11-ти лет. Если бы у Гали Сокороя было 9 жен, дети Гатауллы бы их знали. С последними двумя я встречался неоднократно, однако никого больше они не упоминали. Значит, других детей не было. Кроме того, при составлении шежере нашего рода произошло множество встреч, бесед. Ни слова не было сказано о 9 женах поэта-просветителя и во время моих встреч с его прапра…внуками, живущими в различных областях и регионах, — Сагитом Тляшевым (Барда), Хамзой и Искандаром Юлдашевыми (Аскино), Габидой Еникеевой (Уфа) и др. Ни слова об этом нет и в трудах профессора Ахнафа Харисова, академика Гайсы Хусаинова, доктора филологических наук Миннегали Надергулова, тщательно изучивших жизненный и творческий путь Гали Сокороя.
В письме, написанном сыну Гарифулле, служившему в Харькове, (1887 г., 18 октября) Гали Сокорой, сетует: «Хотелось бы послать денег, но их не хватает. Правда, медяки водятся. Однако их хватает на немногое».
Вот письмо от 30 декабря 1888 года. «…Хорошо еще мельница есть. Ни один год до новой ржи хлеба не хватало».
В таких условиях, понятно, что неуместно вести речь о 9 женах, 10 домах. К тому же, хотя бы один из 54 детей от девяти жен все равно бы не умолчал о том, что он из рода Гали Сокороя.
Ниже приведен пример, взятый из журнала «Майдан», издаваемого в Казани. Вахит эфенди Имамов приехал 14 августа 2002 года в среднюю школу села Старый Курдым с целью ознакомления с музеем Ангама Атнабаева. О школе он написал такие строки: «Хотя и одноэтажное, но длинное кирпичное здание» (стр. 129). Двухэтажное здание школы было сдано в эксплуатацию в октябре 1974 года. Спустя 28 (!) лет школа вдруг стала одноэтажной, странно!
На стр. 133 (там же) Р. Нуртдинов написал, что Старый Курдым основан в 1880 году. Это неверно. Гарифулла хазрат годом его основания указал 1833 год: «Сегодняшний (1890 год) Старый Курдым, переехавший из Старочукурово (1833 год), с 60 домами, мечетью, медресе можно назвать небольшим городком» («Гали ар-риза, или Родник-хазрата в Курдыме», Казань, 1900).
Послушаем старожилов села. Галиакбар Ахмаров: «Жена Гарифуллы хазрата Рауза абыстай рассказывала, о том, что в 1933 году отметили 100-летие Старого Курдыма. «Я тоже принимала в них участие,— говорила она».
Магдан Атнабаев: «Моя мама Марзия вспоминала, о том, что в 1933 году отмечали 100-летие Старого Курдыма».
Эти слова лишь подтверждают слова Гарифуллы Киекова. В 2013 году исполняется 180 лет со дня основания села Старый Курдым.
В статье Ф. Исламова «Поэт-просветитель и ученый» (журнал «Майдан», стр. 117) о Гарифулле хазрате говорится: «В течение 45 лет исполняет обязанности имам-хатиба и учителя медресе». По мнению автора, на должность имам-хатиба Гарифулла был назначен в 1873 году, то есть в возрасте 12 лет. На самом деле на эту должность он был назначен в 1891 году после сдачи экзаменов в Духовном управлении мусульман.
Уважаемые читатели газеты! Хотелось бы послушать ваше мнение по поводу этой статьи. Я не смог остаться равнодушным к грубым ошибкам, неточностям.

Венер ГИЛИМШИН.
Верхние Татышлы–Бирск.

http://tatvestnik.ru/god-rossijskoj-istorii/territoriya-interesov-i-mnenij.html
Просмотров: 948 | Добавил: BorisM | Рейтинг: 0.0/0
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость